Введение к докторской диссертациина тему: «Хозяйственное и государственное управление агропредприятием»Адуков Р. Х., доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом ГНУ ВНИЭТУСХЗащита состоялась в июне 1998 годаАктуальность темы исследования. Известный русский философ и гуманист Н. А. Бердяев писал: «Общество должно быть организовано так, чтобы хлеб был для всех, и тогда именно духовный вопрос предстанет перед человеком во всей своей глубине» (15. 151). Трудно не согласиться с этой бесспорной истиной. Недостаток хлеба обнажает человеческие пороки, приглушает в людях истинно ценные качества. Известно, что большинство войн и связанных с ними бедствий прямо или косвенно принес человечеству «хлебный вопрос». Несомненно и то, что нерешенность продовольственной проблемы тормозит социально-экономическое развитие общества. Но жизнь не стоит на месте. За время, прошедшее с середины 20-го столетия, т. е. последние 40-50 лет, около 16 % стран мирового сообщества решили проблему удовлетворительного обеспечения своих граждан продовольствием собственного производства. Таким образом, впервые в истории человечества отдельным странам путем совершенствования государственного устройства, общественных отношений, развития науки и производства удалось достичь уровня, позволяющего «накормить» не только «избранную» часть, но и основную массу населения. Обращает на себя внимание тот факт, что в их числе немало государств, традиционно отстававших от России. Особое место среди них принадлежит Китаю, ставшему в результате реформ одним из мировых лидеров по темпам развития: ежегодный прирост ВВП страны составляет 9-11 %; средний уровень жизни населения вырос в 2 раза. Это колоссальные результаты для такой крупной страны. Теоретический и практический интерес к примеру Китая для нас обусловлен прежде всего тем, что страна эта, как и СССР, социалистическая. Кроме того, по своему научно-техническому потенциалу Китай явно отставал от СССР. Результаты же реформ оказались не в пользу России, тем более СССР. К примеру, новая экономическая политика в области сельского хозяйства позволила Китаю за первые 7-8 лет реформ (к 1986 году), накормить миллиардное население. Заметим, что в этой стране проживает 21 % населения планеты, а площадь пашни составляет всего 7 %. В то время, когда все большее число стран сталкивается с проблемой перепроизводства и сбыта продуктов питания, отечественный аграрный сектор долгое время находился в застойном состоянии. Так, за четверть века (1966-1991 гг.), предшествующую нынешним социально-экономическим переменам, в стране было принято 86 постановлений партии и правительства, направленных на улучшение ситуации в сельском хозяйстве. В результате в области материально-технического и финансового обеспечения села удалось осуществить крупные сдвиги. К 1991 году по производству основных видов техники для села (тракторов и комбайнов) СССР превзошел США более чем в 4 раза. В целом, была снята проблема снабжения агропредприятий (сельхозпредприятий) удобрениями и средствами защиты растений. Хозяйствам стал доступен дешевый кредит. Не испытывали селяне и нехватку земельных ресурсов. На одного жителя СССР приходилось 0.8 га пашни. По этому показателю нас опережала лишь Австралия, где в расчете на человека приходится 1.5 га пашни. Более того, по данным Почвенного Института им. В. В. Докучаева, СССР располагал 52 % мировых запасов черноземов наиболее ценных видов почвы (из них 40 % приходится на долю России). Но эти и другие возможности не оказали должного влияния на положение дел в аграрном секторе. К примеру, урожайность зерновых за этот период выросла всего на 70 кг (с 13,7 до 14,4 ц/га). Для сравнения: в США, Франции и Нидерландах только среднегодовой её прирост за отмеченное время составил соответственно 60, 132 и 128 кг. Причем, наращивание урожайности в указанных странах осуществлялось с более высоких уровней (30-45, 31-64 и 36-68 ц/га), что значительно сложнее. Парадоксальным являлось и то, что не удавалось эффективно использовать уже произведенную продукцию. Так, из 400 млн. тонн мирового производства пшеницы 90 млн. т. приходилось на долю СССР. На душу населения пшеницы у нас производилось на 12 % больше, чем в США, и в 1.5 раза больше, чем в странах ЕЭС. Несмотря на это, СССР ежегодно закупал около 20 млн. т. пшеницы, что составляло 20 % её мирового импорта (262. 2). В странах ЕЭС с населением 320 млн. человек к 1990 году производилось 90-95 млн. тонн молока, а в СССР с населением в 290 млн. человек на 10 млн. т. больше (186. 3). Таким образом, в странах ЕЭС при меньшем в 1.23 раза душевом производстве достигалось изобилие молочных продуктов. В СССР же молочная проблема, впрочем как и другие, была далека от решения. Ссылки на то, что Россия находится в зоне рискованного земледелия, и другие оправдания, опровергались практикой. В различных регионах страны имелись сотни хозяйств, сравнимых по показателям с западными фермами. Организационные, технологические и иные приемы, используемые в них для эффективного хозяйствования, не являлись секретом для руководителей других предприятий. Более того, они усиленно рекламировались, однако не получили широкого распространения. Рыночные преобразования, начатые в стране в 90-е годы, вместо ожидаемого подъема привели к катастрофическому спаду в отрасли, который продолжается 6 лет. За этот период объем производства ряда основных видов продукции снизился на 3070 %. В 1,52 раза сократилась доля России в мировом производстве зерна, сахарной свеклы, молока, мяса, яиц. Анализ свидетельствует, что проблемы сельской экономики порождены прежде всего несовершенством системы управления агропредприятиями. Объясняется это тем, что управляющая система не успевает адаптироваться к изменению условий хозяйствования, а также объекта управления, т. е. превращению сельхозпредприятия в предпринимательскую структуру. В условиях переходного периода существенно возросли объем и сложность функций управления (поддержка государства сведена к минимуму, появилась конкуренция с зарубежными производителями, нужно заниматься маркетингом и т.д.). Это предъявляет к системе хозяйственного управления высокие требования. Повысились требования и к федеральному звену управления отраслью. Связано это с тем, что свойственные рынку экономические методы регулирования производства сложнее административных. Таким образом, стала актуальной необходимость совершенствования как хозяйственного, так и государственного управления агропредприятиями. Единство целей этих управляющих систем и практически полная зависимость первой от второй предполагают необходимость их взаимоувязанного рассмотрения. При выборе направления исследования приоритет отдан человеческому фактору в управлении, как наиболее актуальному в условиях острой нехватки материальных ресурсов. Цель исследования сводится к разработке теоретических положений, методических и практических предложений по адаптации к рыночным условиям систем хозяйственного и государственного управления агропредприятием. Задачи исследования. Согласно цели решены следующие задачи:
Предметом исследования послужили проблемы теории, методологии и практики формирования и функционирования систем хозяйственного и государственного управления агропредприятием. Объекты исследования. Базовыми объектами исследования являются ряд хозяйств Московской, Тульской и Рязанской областей. Методология и методика исследования. Теория и методология исследования базируются на трудах известных отечественных и зарубежных ученых-экономистов, разработках различных научных центров, нормативных и законодательных актах. При подготовке диссертации использовались исторический, монографический, абстрактно-логический, социологический, расчетно-конструктивный, экспертных оценок, экспериментальный и статистико-экономический методы исследования. Научная новизна заключается в следующих теоретических и практических результатах исследования:
Перечисленные результаты исследования составили основу защищаемых положений диссертации. Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней разработки носят прикладной характер и могут быть использованы для адаптации системы управления агропредприятия к работе в рыночных условиях, в учебных, а также исследовательских целях. Основные предложения уже внедрены в производство и получили положительную оценку со стороны руководителей предприятий, районных и областных управлений сельского хозяйства, Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ. Апробация работы. Результаты исследования докладывались на международных, союзных, республиканских и других научно-практических конференциях, совещаниях и семинарах. Использовались они и при подготовке более 20-ти научных и хоздоговорных отчетов, а также рекомендаций по совершенствованию управления сельхозпроизводством (диссертация готовилась в рамках планов НИР отдела «Менеджмента в АПК» ВНИЭТУСХ за 1982-1997 гг.). Основные положения диссертации отражены в 40 научных работах, в т.ч. в 9 книгах и брошюрах, 9 методических рекомендациях. Общий объем публикаций по теме составляет 39 п.л. Методика работы с кадрами, подготовленная в ходе исследования, МСХ и П РФ разослана во все региональные управления сельского хозяйства для использования в качестве инструмента оценки и подбора руководителей предприятий АПК. Результаты исследования внедрены в 23 аграрных предприятиях и объединениях, в т.ч. в таких известных в стране, как АПО «Новомосковское» Тульской области, ЭПО «Поволжское» Самарской области, АОЗТ «Матвеевское» Московской области, колхоз «Авангард» Рязанской области. Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, содержит 27 таблиц, 10 рисунков, 4 приложения. Список использованной литературы включает 267 наименований. Общий объем работы составляет 222 страницы. Логика конструкции работы. Диссертация состоит из четырех взаимосвязанных, но относительно самостоятельных блоков. В трех последних из них, наряду с теорией, освещаются методические и практические проблемы исследования. Основное внимание при этом уделено разработкам, выполненным и внедренным в производство при непосредственном участии автора. Как и многие другие исследователи, автор исходит из того, что наиболее слабым звеном управленческой науки является недостаточная проработанность теоретических вопросов. Особенно это касается человеческого фактора важнейшего резерва в системе управления производством. Поэтому, автор старался прежде всего разобраться в этом и связанных с ним других теоретических проблемах темы исследования. Вместе с тем, следуя известному правилу «нет ничего практичнее хорошей теории», в работе сделана попытка тесной увязки с практикой всех рассматриваемых проблем теории управления. Особенность работы в том, что она не содержит дискуссий относительно трактовки отдельных научных терминов, имеющих отношение к предмету исследования, хотя нами внимательно изучалось мнение ведущих ученых в данной области. Вызвано это следующими причинами. Во-первых, понятийный аппарат, относящийся к системе управления предприятием, достаточно хорошо изучен. Во-вторых, сегодня вопрос не в частностях, а в принципиальных решениях. Состояние отрасли создает огромное поле деятельности для экономических исследований и, в первую очередь, в области управления предприятием, т. к. именно здесь, на наш взгляд, сосредоточены основные резервы развития сельского хозяйства. | ||
|