Кадровые сертификаты для сельской экономикиАдуков Р. Х., доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом ГНУ ВНИЭТУСХАдукова А. Н., кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ГНУ ВНИЭТУСХСтатья опубликована в журнале «Экономика сельского хозяйства России», 2000 годВ современном российском аграрном секторе главным дефицитом являются не финансовые ресурсы, а квалифицированные кадры. Подавляющая часть сельхозпредприятий России пока не способна эффективно функционировать в рамках существующих условий. Улучшение же условий хозяйствования в отрасли на основе совершенствования системы государственного управления, судя по всему, перспектива весьма отдаленная. Из этого следует, что обеспечение сельского хозяйства квалифицированными кадрами первоочередное условие вывода его из кризиса, подчеркивают доктор экономических наук, главный научный сотрудник и кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Всероссийского НИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве. По подготовке специалистов для сельского хозяйства Россия располагает широкой сетью высших и средних специальных учебных заведений. По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, ежегодно ими выпускается порядка 100 тыс. человек. Однако на работу в село из них идут не более 1518 %. Да и то часто из них в последующем уходит в другие отрасли. В конечном итоге, по оценкам специалистов областных управлений сельского хозяйства и продовольствия, лишь 68 % выпускников вузов и средних специальных учебных заведений системы АПК остаются работать в селе (это менее чем 0,3 человека в расчете на одно сельхозпредприятие страны). Разумеется, в большинстве своем не самых лучших. Село пока по-прежнему является крайне не престижным местом работы. Таким образом, через систему образования нищее село обеспечивает кадровую подпитку более благополучных отраслей экономики. Опросы, проведенные в ряде сельских школ Рязанской и Орловской областей, показывают, что часть способных выпускников не может получить желанное высшее образование из-за отсутствия у родителей возможности оплачивать их обучение в вузе. Результаты опроса говорят и о том, что не менее 20 % из них согласились бы постоянно или на определенный срок работать в сельском хозяйстве при условии, если оплату их обучения, включая выплату стипендии, взяло бы на себя государство. С учетом мирового опыта может быть предложена следующая схема подготовки специалистов для аграрного сектора экономики. Выпускники школ, обладающие знаниями для успешного обучения в вузе и готовые работать в сельском хозяйстве (при условии оплаты государством расходов на их учебу) после его окончания, получают специальный сертификат. По его предъявлению выпускник зачисляется в оговоренный в нем вуз. Таким образом, как и предполагает объявленная Министерством образования России реформа, финансирование сельскохозяйственных вузов в этом случае будет идти опосредованно, то есть через тех, кто обучается в них. Условия отбора претендентов следует разработать с учетом предложений руководителей и специалистов сельского хозяйства, представителей вузов, других заинтересованных сторон. Между обладателем сертификата, с одной стороны, районным и областным управлениями сельского хозяйства (или иным органом власти), с другой стороны, необходимо предусмотреть заключение договора со следующим условием: если первый не соблюдает свои обязательства, то обязан возместить затраченные на его обучение средства. В договоре также целесообразно оговорить срок, в течение которого данное лицо должно проработать в сельском хозяйстве (вероятно, такой срок должен быть в пределах 510 лет). По истечении данного срока условия договора следует считать выполненными. Закреплению кадров на селе способствовало бы также освобождение их от службы в армии при условии, если призывник отработает в сельском хозяйстве определенный срок. Сейчас в Правительстве Российской Федерации и Государственной Думе Российской Федерации рассматриваются различные законопроекты, касающиеся альтернативной службы. В них предусматривается освобождение от службы в армии по религиозным, пацифистским и иным мотивам. С учетом ситуации в сельской экономике было бы вполне оправданным включение в этот перечень и работу в сельском хозяйстве. В данном случае выдача сертификатов на альтернативную службу следовало бы осуществлять по итогам годичного испытательного срока работы в сельском хозяйстве. Срок альтернативной службы, то есть продолжительность обязательной работы в сельском хозяйстве, не должен превышать 35 лет. В противном случае альтернативная «служба на селе» может оказаться недостаточно привлекательной. Разумеется, предлагаемые меры носят чрезвычайный характер и должны восприниматься как временная мера, направленная на преодоление кризиса в сельском хозяйстве. | ||
|