Малозатратные задачи государственного управления АПКАдуков Р. Х., доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом ГНУ ВНИЭТУСХСтатья опубликована в сборнике материалов международной научно-практической конференции Независимого научного общества России, состоявшейся в 2000 годуГлавные резервы повышения эффективности АПК заключены в системе управления отраслью. Прежде всего, это относится к системе государственного управления. Состояние бюджетов всех уровней свидетельствует о том, что органы государственного управления АПК в ближайшей перспективе не смогут должным образом выполнять свои функции. В связи с этим перед аграрно-экономической наукой остро встает необходимость поиска резервов, реализация которых не требует существенных затрат, но, вместе с тем, способна обеспечить значимый эффект. В таблице 1 дан перечень подобных первоочередных малозатратных задач государственного управления, выявленный нами на основе многочисленных опросов и других методов исследования. Таблица 1. Первоочередные задачи государственного управления АПК
1. Обеспечение законности и правопорядка.Многие факторы, препятствующие развитию АПК, включая неплатежи, несоблюдение договорных обязательств, высокая стоимость кредитов, высокие цены на материально-технические ресурсы, воровство, рэкет и другие порождены невыполнением государством своих обязательных функций. Учитывая, что это перечисленные выше явления способствуют нарушению одного из основных принципов рыночной экономики соблюдению прав собственника следует вывод: в России пока не созданы предпосылки для экономического развития. Защита прав собственника задача, прежде всего, правоохранительных органов. Вместе с тем, представляется, что предлагаемые меры по решению других задач будет способствовать укреплению власти Закона в экономике. 2. Регулирование экспорта сырья и топлива, контроль цен на энергоресурсы.Одной из главных причин снижения эффективности экономики АПК является дороговизна ресурсов, в первую очередь топливно-энергетических. В основном, данная проблема порождена бесконтрольным вывозом сырья и топлива за рубеж в ущерб отечественной экономике, а также явным избытком посреднических структур, являющегося следствием высокой степени коррумпированности и безответственности руководителей предприятий и органов власти. Как следует из официальных данных, в угольной и нефтяной промышленности численность посредников между производителем и потребителем доходит до пяти-шести единиц. В результате цены на энергоносители поддерживаются на чрезмерно высоком уровне, что губительно сказывается на АПК. В связи с этим представляется важным использование опыта Китая, где планирование экспорта сырья и топлива поставлено в зависимость от интересов собственных товаропроизводителей. Расчеты показывают, что придание приоритета внутреннему рынку сырья и топлива, а также введение в практику закупок энергоресурсов без посредников, позволят снизить стоимость ресурсов для предприятий АПК на 30 50 %. Причем, недобор налогов от экспорта сырья и топлива с лихвой будет перекрыт приростом поступлений изнутри. 3. Регулирование импорта продовольствия, поддержка отечественных производителей.Исходя из опыта передовых европейских стран, для развития внутреннего рынка сельхозпродукции и продовольствия на основе формирования конкуренции между отечественными производителями, представляется, целесообразно осуществление следующих мероприятий:
4. Решение проблемы долгов и совершенствование налоговой системы.Постоянный рост долгов свидетельствует о том, что главная причина данного явления кроется в ошибочной экономической политике федерального центра. При её сохранении предприятия АПК не смогут вернуть долги бюджету и кредиторам. Решения по пролонгации части долгов неэффективны существующая налоговая система быстро «наверстывает упущенное». Как уже отмечалось, главным виновником задолженности предприятий является государство. Поэтому, вместо дальнейшего наращивания долгового бремени, следует списать долги по бюджету и внебюджетным фондам без условий. В последующем же, на 5 лет ввести разовые налоги и платежи в натуральной форме, осуществляя расчеты через Продовольственную корпорацию. Тем более, что подобный опыт в Белгородской области уже накоплен. На 2-3 года аналогичную форму расчетов целесообразно использовать и с другими кредиторами, переместив долги предприятий на специальные счета. Такой способ «очистки» на время расчетных счетов позволил бы предприятиям работать эффективнее. Важно и то, что введение продналога существенно облегчит планирование производства. Заранее зная какое количество продукции уйдет на налоги, возмещение затрат, останется в собственном распоряжении, руководителю легче ориентироваться в вопросах планирования. Это повысит эффективность работы людей. Во всяком случае, таково мнение подавляющего большинства опрошенных автором руководителей предприятий. Целесообразность списания долгов подтверждается опытом ряда предприятий Московской, Рязанской и других областей, реорганизованных путем выделения. Отсутствие долгов позволяет хозяйствам работать эффективнее. Важно учесть, что введение справедливого продналога не приведет к снижению налоговой массы. В зерновом исчислении обоснованный размер продналога составляет 100 кг зерна в год с 1 га пашни). С учетом 10-15 %, причитающихся Продовольственной корпорации РФ за услуги, общая нагрузка на гектар пашни составит порядка 115 кг зерна. В перспективе же представляется целесообразным принятие единого налога на землю. Если исходить из необходимости сохранения существующей налоговой массы, то его размер должен быть равен 30 70 руб. на 1 га с/х угодий. Из расчета среднего размера налога в 55 руб. сумма поступлений в федеральный бюджет с сельхозпредприятий составит около 9.4 млрд. руб. 5. Повышение стабильности отношений «государство-предприятие».Одним из наиболее серьезных факторов, препятствующих развитию АПК, является нестабильность отношений между государством и предприятиями отрасли. Частая смена федеральным центром «правил игры» способствует наложению на предприятия разного рода санкций со стороны налоговых органов, снижает деловую активность коллективов. Так, по подсчетам специалистов только за 3 года в налоговую систему внесено более 1400 изменений и дополнений. Из-за подобной нестабильности создается путаница, нервозность. Учесть все изменения в инструкциях не удается даже опытным бухгалтерам. 6. Совершенствование структуры и функций органов государственного управления.Органы государственного управления в России формируются по отраслевому принципу. Опыт показал, что данный подход не оправдан в рыночных условиях. Не секрет, что отраслевые отделы районных и региональных управлений сельского хозяйства фактически превратились в «статистов», не оказывая значимого влияния на развитие предприятий АПК. Анализ показал, что государственные органы управления АПК целесообразно формировать по проблемному принципу путем создания узко специализированных отделов указанных по решению ключевых задач. Соответственно следует изменить и распределение функций управления. 7. Развитие сельского самоуправления.Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что развитие местного самоуправления является обязательным условием экономического прогресса. В связи с этим для обеспечения удовлетворительного функционирования сельских администраций, на наш взгляд, налоговую систему необходимо построить снизу вверх. Это предложение вытекает из самого процесса демократизация управления. Она, думается, предполагает децентрализацию налоговой системы. Суть прелагаемой схемы движения налогов заключается в следующем. Все субъекты налогообложения (юридические и физические лица), находящиеся на территории сельской администрации, перечисляют налоги на её налоговый счет. В распоряжении местного органа власти остается примерно 50-70 % налоговых поступлений, а остальные перечисляются на следующий уровень на налоговый счет районной администрации. Из всех налоговых поступлений в распоряжении районной администрации также остается около 50-70 %, а остальная часть перечисляется на налоговый счет областной администрации. Она, в свою очередь, поступает аналогичным образом, перечисляя долю в федеральный бюджет. Разумеется, указанные проценты носят условный характер. Фактически они должны определяться с учетом налоговой массы, численности населения, природных условий, других факторов. Реализация данного предложения позволила бы решить несколько важных проблем: упростить и удешевить систему по обслуживанию денежных потоков; сократить затраты на содержание налоговых органов; повысить роль власти на местах; укрепить в целом систему и авторитет власти; ускорить социальное и экономическое развитие сельских территорий. 8. Эффективное использование природного потенциала (совершенствование планирования размещения).Выборочное обследование, проведенное в хозяйствах Рязанской области, показало, что более чем в 70 % из них разработка бизнес планов осуществляется без достаточного учета природного потенциала. Анализ свидетельствует о том, что аналогичная ситуация складывается и в других регионах страны. Тем самым остается недоиспользованным один из наиболее ёмких резервов повышения эффективности производства. В связи с этим остро встает необходимость совершенствования планирования размещения производства, ориентируясь на максимальное использование природного потенциала. Опрос руководителей и специалистов хозяйств показал, что самим решить эту проблему им не под силу. Здесь нужны усилия прикладных научно-исследовательских учреждений разного профиля. Причем, хозяйственники считают, что предприятия нуждаются в простых и понятных рекомендациях, позволяющих выявить наиболее эффективные варианты специализации и сочетания севооборотов с учетом вида почвы, суммы температур, количества осадков и других природно-климатических особенностей региона. Таков, по мнению автора, основной перечень актуальных задач, который целесообразно решить государству в первую очередь. Их выполнение не требует существенных затрат. Результат же, как представляется, будет весьма существенным. | ||||||||||||||||||
|